Петербургская группа «Зимовье Зверей» появилась в результате творческого альянса автора и исполнителя песен Константина Арбенина с гитаристом и аранжировщиком Александром Петерсоном. К моменту их знакомства в 1994 году у Арбенина имелся уже достаточно обширный песенный материал, а у Петерсона – опыт музыкальной работы в джазовых коллективах и Оркестре Павла Кашина. Арбенин не играл ни на одном инструменте, но, искусно владея звукоимитацией, исполнял свои песни без музыкального сопровождения. Петерсона заинтересовали эти песни, и он сначала подобрал к ним гитарный аккомпанемент, а потом стал делать аранжировки в расчете на рок-группу. Название «Зимовье Зверей» появилось летом 1995 года, когда Арбенин, Петерсон и барабанщик Толик Смирнов записали дебютный альбом «Города, которых не стало». Песни из альбома попали в эфир петербургских радиостанций, и к первому концерту, который состоялся осенью 1996-го, у группы уже сложилась своя благодарная аудитория. В 1997-м в коллектив вливается флейтист Егор Мажуга, и партия флейты с этих пор занимает важное место в «зимовском» саунде. Поскольку материала у Арбенина за несколько лет писания «в стол» накопилось много, в конце девяностых «Зимовье» выпускает по две пластинки в год, а иногда и больше, чередуя акустику и электричество. Выступив несколько раз на больших рок-фестивалях, «зимовцы» отказываются от участия в них, объясняя это тем, что специфика их творчества не гармонирует с атмосферой многолюдных стадионов и закулисных тусовок. В поисках своего лица группа всё дальше уходит от приставки «рок» и сворачивает с отработанного предшественниками пути. Постепенно именно это становится характерной чертой «Зимовья», такая уникальность оборачивается сильной его стороной. Из «нестандартных» проектов группы следует отметить сочинённые Арбениным и поставленные с группой музыкальные сказки «Свинопас» и «Звери ищут лето», а также участие в бардовских фестивалях. Кроме того, Арбенин всерьёз занимается литературой – его стихи и проза публикуются в периодике, выходят отдельными книгами, входят в списки литературных премий. За время существования не единожды меняется звучание группы – сначала это жёсткое электричество, потом минималистская акустика, потом нечто среднее. Менялся и состав музыкантов. В 2000 году уходит из группы и уезжает жить в Голландию барабанщик Толик Смирнов. В группе появляется бас-гитарист Михаил Иванов из «Вермишель-оркестра». В 2002 году, после ухода из группы Егора Мажуги, к Арбенину и Петерсону присоединяется классическая скрипачка Александра Савина. В 2007-м году выходит акустический альбом «Как взрослые», записанный с участием кларнетиста Евгения Кривошеина. В то же время группа возобновляет электрические концерты и несколько раз выступает в рок-составе с барабанщиком Максом Клоцом. Неизменной составляющей группы остаётся только тандем Арбенина и Петерсона, в котором Арбенин выступал в качестве композитора и поэта, а Петерсон – аранжировщика и директора группы. Критики и музыковеды так и не смогли определить стиль «Зимовья», причисляя его то к акустическому русскому року, то к бардам, то к театральному шансону. Став заметным явлением российской рок-сцены девяностых и нулевых годов, группа записала 13 альбомов, около десятка концертников, два музыкальных спектакля, создала фестиваль поющих поэтов «Могучая Кучка», приобрела известность в России и за рубежом и получила редкую репутацию команды, собирающей залы без поддержки масс-медиа. Юрий Шевчук неоднократно называл Константина Арбенина одним из лучших рок-поэтов современности. Рязанский рок-журналист Анатолий Обыдёнкин издал книгу-интервью «Разговоры с Арбениным». …Вышедший в 2008-м альбом «Всегда готов к рок-н-роллу» стал последним в истории группы. Накопившиеся за годы совместной работы разногласия между Арбениным и Петерсоном привели к тому, что весной 2009 Арбенин покинул «Зимовье», и группа, таким образом, перестала существовать. Музыканты группы разошлись по другим проектам, а Арбенина творческий поиск привёл к необходимости собрать новую группу, – так появился «Сердолик». Сегодня Арбенин продолжает сочинять и петь свои песни в новом проекте. Группа, выпустившая к этому моменту два альбома, не только работает над новым материалом, но и исполняет на концертах старые песни. В её планах – сделать диск лучших «зимовских» вещей в новом звучании. «Сердолик» подхватывает эстафетную палочку у «Зимовья Зверей», и «Зимовье Зверей» продолжается в «Сердолике».
Альбомография (1995 – 2008)
- 1995 Города, которых не стало
- 1996 Live на "Радио-1, Петроград" (концертный)
- 1996 Число человека
- 1997 Плечи
- 1997 В зоопарке (концертный)
- 1997 Свидетели
- 1998 Оба неба
- 1998 Судьба водолаза (концертный)
- 1998 Избранное (сборник)
- 1999 Вещи со своими именами
- 1999 Возвращение именных вещей
- 1999 Родословная
- 2000 Свинопас (музыкальный спектакль)
- 2001 Конец цитаты
- 2002 Антиутопия
- 2002 На Третьем Римском
- 2003 Post Форпост (концертный)
- 2003 Звери ищут лето (музыкальный спектакль)
- 2005 Шишки (концертный)
- 2005 Бардовский концерт (концертный)
- 2006 Как взрослые
- 2008 Избранные песни (сборник)
- 2008 Всегда готов к рок-н-роллу